Знакомство с Румынией началось с ночное поездки на такси из аэропорта в центральную часть Бухареста. Автомобиль — пожалуй, самый известный продукт страны на сегодняшний день — Logan 1-го поколения, не Renault, как у нас, а настоящая румынская Dacia.
Водитель по дороге показывал некоторые встреченные достопримечательности, особо отметив Триумфальную арку и российское посольство — «Рашн эмбаси. Путин!». Оставляя меня около отеля, водитель сообщил, что исторический центр «в двух светофорах» отсюда.
Кстати, на выходе их аэропорта имени Хенри Коандэ (до сих пор более известного как Бухарест-Отопень, хотя переименовали его еще в 2014 году), первым делом натыкаешься на такси бизнес-класса, которое стоит в 3 раза дороже обычного. Надо немного пройти вдоль терминала, чтобы найти Логаны с минимальной таксой 1,39 лей за километр. Стоимость пишут на двери и еще много где дублируют. Это официальное такси, цена зависит от класса автомобиля. В Интернете много негатива о бухарестских таксистов, мне попался вежливый водитель, ехали по счетчику, совершенно никаких проблем не возникло. Впрочем, про Румынию пишут много глупостей, об этом я еще скажу.
Исторический центр, и правда, был совсем рядом. Пара кварталов до него по застройке больше всего напоминает Белград.
Серый, бежевый — преобладающие цвета старых фасадов. Попадаются исторические здания вперемешку в офисными новостройками. Старые дома часто обветшалые:
Здесь своеобразно заботятся о сохранении исторических фасадов:
Не могу поверить, но написано, что это здание Союза архитекторов Румынии. В памяти тут же всплывает старый-старый мем:
Прекрасное здание университетской библиотеки в стиле неоренессанса на площади Революции (Piața Revoluției). На переднем плане — памятник королю Каролю I:
На этой же площади находится Мемориал Возрождения, установленный в память о жертвах борьбы против коммунистического режима. Здесь в декабре 1989 года был свергнут диктатор Николае Чаушеску.
Главный концертный зал Бухареста — Румынский атенеум (Ateneul Român), построенный в стиле неоклассицизма в 1888 году:
Типичная для Румынии церковь Kretzulescu в стиле Румынского ренессанса:
Жилой многоквартирный дом на заднем плане подозрительно напоминает панельные точечные дома на Юго-Западе Санкт-Петербурга, с характерной конструкцией на крыше.
Фасады исторических домов на центральных улицах восстановлены и выглядят ухоженными:
Еще один интересный вариант сохранения исторических фасадов — воссозданный фрагмент Национального театра Бухареста. Находившееся на этом месте здание было разрушено во время Второй мировой войны. Ныне здесь стоит современное здание гостиницы, вход в которую и выполнен в виде фасада театра. Мне сразу вспомнился Анхальтский вокзал в Берлине, но там он выглядит как мемориал, а здесь — новодел, прилепленный к новой постройке.
Но вернемся к настоящей красоте. Перед нами — больница. Госпиталь Колця, основанный еще в XVIII столетии, считается одной из лучших больниц столицы Румынии и расположен в самом ее центре:
Говоря о красоте, нельзя не упомянуть о бухарестском троллейбусе, основу подвижного состава которого составляют Икарусы модели Ikarus 415.80. Модель 415, только в виде венгерского автобуса, хорошо известна москвичам, такие машины активно эксплуатировались в Москве в конце 90-х — середине 00-х. Вообще в Бухаресте используются только 2 разновидности троллейбусов, вторая — Astra Citelis PS01T1 (это IVECO, собранные в румынском Араде), в правой части кадра:
Бухарестское граффити:
Итальянская церковь, оказавшаяся почти во дворе:
Православная церковь Boteanu:
В Бухаресте, в отличии от многих европейских столиц, нет проблем в любое время купить воды или чего-то перекусить. Везде полно небольших круглосуточных магазинов (здесь они называются non stop):
Круглый дом-башня (как там с планировками квартир, интересно):
В центре есть пассаж, Macca-Vilacrosse. Конечно, размах не как у Галереи Виктора Эммануила II в Милане, но выглядит симпатично:
К сожалению, здание явно нуждается в реставрации. Внутри обычные магазинчики и несколько кафе.
Красивейшее здание Дворца CEC (Palatul CEC) построено в 1900 году. Здесь располагается штаб-квартира одноименного банка:
Весьма необычная статуя императора Траяна перед Румынским национальным историческим музеем:
Ставропольская церковь (Biserica Stravrapoleos), построенная в 1724 году:
Церковь Святого Антония и Благовещения (также ее называют церковью Старого двора) — самый древний храм Бухареста, сохранившийся с XVI века:
Церковь была построена на территории крепости Куртя-Веке (не сохранилась), резиденции князей Валахии, заложенной Владом III Цепешем, более известным под прозвищем Дракула.
Мощеный плиткой тротуар пострадал от паркующихся на нем машин:
В Бухресте повстречался магазин русских продуктов «Березка». Ассортимент довольно скудный, а роль русского мороженного, заявленного на рекламе у двери, играет почему-то литовская «Сваля».
Бухарестский трамвай представлен несколькими моделями, самая распространенная — URAC V3A-93:
Смеющийся мужик на фотографии только что запрыгнул в открытую дверь трамвая прямо на ходу, да еще и в повороте.
Классическая чехословацкая Татра, версия Tatra T4R (для Румынии), встречается в центре города не часто:
Фонтаны на площади Унирии
На площади Унирии расположен грандиозный фонтанный комплекс эпохи правления Чаушеску, очевидно, страдавшего гигантоманией.
Огромных размеров площадь окружена фонтанами с мозаикой. К сожалению, сейчас работает лишь малая часть фонтанов и чаши в заброшенном состоянии без воды.
В центре площади работает большой фонтан:
Типичные для Бухареста машины такси — Dacia Logan 2 (слева) и Dacia Logan первого поколения:
Новая церковь Святого Спиридона недалеко от площади Унирии, считается самой большой церковью столицы Румынии:
Через Бухарест протекает река Дымбовица:
На набережной построено новое здание Национальной библиотеки Румынии:
Монастырь Раду Вода
В центре города за жилыми домами на небольшом холме сохранился старинный действующий монастырь Раду Вода (Radu Vodă). Построенная в XVI веке церковь была разрушена землетрясениями в начале XIX века.
Храм восстановлен в 1847 году.
Напротив монастыря расположена небольшая церковь Bucur, построенная монахами в XVII веке. Ныне зажата между двумя многоэтажными жилыми домами эпохи Чаушеску:
Патриарший Холм
На холме Dealul Mitropoliei (Патриарший или Митрополичий), к которому ведет зеленая аллея от площади Унирии, расположены главные здания, связанные с Румынской православной церковью.
Патриарший собор Святых Константина и Елены построен в 1658 году:
Рядом находится Патриарший дворец, возведенный в 1907 году. До 1997 года здесь находилась Палата депутатов, сейчас он возвращен РумПЦ.
Патриаршая резиденция:
Спустившись с холма, возвращаемся в Бухарест времен Чаушеску. В центре слегка заброшенного парка находится Румынская академия:
Стихийная парковка здесь, вероятно, из-за концерта на площади Конституции.
Дворец Парламента
Пожалуй, самое известное здание в Бухаресте — Дворец Парламента (Palatul Parlamentului). Ранее — Народный дом (Casa Poporului). Это — вершина гигантомании Николае Чаушеску. Строительство было начато 25 июня 1984 года.
Для постройки дворца была снесена значительная часть исторического центра Бухареста. После свержения режима Чаушеску, дворец остался незавершенным — работы по отделке ведутся до сих пор. Говорят, что они и не закончатся, поскольку, пока здание находится в статусе строящегося, на него не начисляются налоги, которые при площади 350 000 м² будут исчисляться миллионами евро в месяц.
Сегодня Дворец Парламента — крупнейшее административное здание в Европе (и второе в мире после Пентагона). Стоимость строительства невозможно оценить, поскольку для отделки 1100 комнат использовались только самые дорогие материалы. В социалистической Румынии деньги на это не жалели.
К дворцу ведет бульвар Унирии, по центру которого тянутся фонтаны от одноименной площади.
Строящийся позади Дворца Парламента собор Catedrala Mântuirii Neamului, который станет главным для Румынской православной церкви, а также самым высоким православным храмом в мире (132 метра). Завершение строительства намечено на 2024 год.
Стремительно темнело. Вопреки рассказам о цыганах и приставаниях к туристам, и днем и вечером в Бухаресте очень спокойно и безопасно. Никаких таборов по улицам не ходит, цыган практически не встречал, цыган-попрошаек вообще не видел.
Красивое здание Дворца правосудия (Palatul Justiției) великолепно смотрится ночью с подсветкой:
К сожалению, набережная Дымбовицы преимущественно застроена типовыми многоквартирными домами:
На этом рассказ о парадной часть столицы Румынии подошел к концу.
В следующий раз — о менее известных достопримечательностях Бухареста, жилых кварталах в самом центре города, скрытых «парадными» многоэтажками и многое другое.
🏁 Понравился фотоотчет? Буду рад вашим оценкам и репостам!